Наноромантика и философия привычкиДождимир Ливнев
Субъектом поэтического творчества всегда выступает человек, именно он является творцом
звуков, поэтических форм и именно он наполняет эти формы содержанием.
Поэтому поэтический объект всегда будет таким, каким сделает его
человек. Но каков современный человек?
Современная техногенная цивилизация оказала и оказывает достаточно
значительное влияние на человека. Она отдалила и продолжает отдалять
его от природы. Современный человек – это человек комфорта. Плата за
комфорт – конформизм, который ведёт к духовному рабству, потере
свободы духа. Но ещё Н.А. Бердяев указывал на то, что истинная свобода,
это и есть свобода духа. Философ писал: «Обрести подлинную свободу
значит войти в духовный мир»
Человек, отчуждённый от природы не может приобрести духовную свободу,
а, следовательно, и не может быть по настоящему свободным. Современная
цивилизация задаёт определённый ритм жизни, вырабатывает определённые
правила и множит стандарты, что заставляет человека вырабатывать и
закреплять
определённые модели поведения или привычки. Привычки начинают управлять
человеком. Он сначала сопротивляется, начинает делить привычки на
плохие и хорошие, а потом опускает руки и плывёт по течению. Так
комфортней.
В действительности деление привычек на плохие и хорошие – великая
иллюзия, созданная техногенной цивилизацией. Не существует хороших и
плохих привычек. Привычки, которые считаются хорошими, на самом деле
таковыми не являются. Все привычки имеют отрицательное значение, ибо
ограничивают свободу человека ежедневно и постоянно. Чем больше у
человека привычек, тем меньше у него свободы. Зададимся вопросом. Что
такое привычка?
Привычка – это отношение кого либо, к чему либо возведённое в догму,
отношение доведенное до автоматизма, который становится нормой жизни. В
техногенной цивилизации автоматизм удобен. Экономится время, а время –
деньги. Парадокс ситуации заключается в том, что чем больше человек
пытается экономить время, тем больше ему этого времени не хватает, так
как рациональное сознание подсказывает ему, что денег всегда мало. В
результате человек бегает по кругу, становится рабом вещей и карьерного
роста, его мозг затуманенный иллюзией комфортности постепенно меняет
истинные ценности на мнимые, где истинные ценности – это духовные
ценности, а мнимые ценности – материальные. Они конечно нужны -
материальные ценности, но когда они становятся главными, то начинают
формироваться ложные цели, теряется истинный смысл жизни и только в
конце пути урбанизированный человек понимает, что шел не туда, но
понимание это приходит уже слишком поздно. Рабское состояние духа не
позволило осмыслить ему это вовремя.
Такое состояние духовного рабства переносится и на современное
искусство. Человек начинает подражать машинам, роботам. Брэйк - данс,
техно –поп, абстракционизм, культуризм, реанимированный декаданс,
абсурдизм – есть элементы такого подражания, когда человек пытается
одушевить технику, облагородить её. По меньшей мере, это странно.
Нельзя сделать неживую материю живой. Литературный герой Пигмалион
однажды пытался осуществить это и чем всё закончилось? Вкрапливая в
себя металл через пирсинговую моду, человек забыл об этом.
Чтобы вырваться из духовного рабства конформизма, в которое он попал
человек, должен избавиться от привычек, пытаться очеловечивать не
мёртвое, но живое. Человек должен вернуться к природе, ибо он часть её.
Человек должен перестать быть рафинированным, он должен стать
настоящим. Только такой человек способен любить и понимать природу.
Человек же рафинированный, будет относиться к природе как потребитель,
что грозит истощением природных ресурсов, сокращением видов флоры и
фауны.
Ещё В.И. Вернадский указывал на то, что воздействие человека на природу
должно быть дозированным, регулируемое человеческим благоразумием.
Человек должен соединиться с природой, стать её разумом, превратить
биосферу в ноосферу, только тогда возможно разрешение противоречий
между природой и обществом, только тогда возможно сохранения
человечества как вида.
Задача нанороманитки – помочь человеку вернуться к природе, вспомнить о
том, что он сам, часть природы, а не того техногенного мира который
создал сам. Поэзия наноромантики должна находить красоту живого в любой
мелочи бытия. Образы должны яркими, выразительными, не стандартными,
заставляющими человека вспомнить, что всё, что он создаёт взято в
конечном итоге из кладовой природы. Современному искусству не хватает
катарсиса. Меж тем, выдающийся русский мыслитель и писатель Б.А.
Грифцов писал: «Поэтому действие искусства воспринимается нами как
очистительное. Катартическая цель служит оправданием и самому
художнику, когда он считает себя обязанным запечатлеть и сообщить
другим свои чувства.»
Духовное очищение поможет человеку разбить цепи привычки, вернуть себе
свободу духа, а значит почувствовать себя свободным. Свобода вознесёт
человека к состоянию творчества пропитанного гуманизмом и бережным
отношением к природе и самому себе.
Наноромантика должна научить человека не только слушать природу,
любоваться ей, но и любить её, а для этого поэтические тексты
необходимо наполнять философским, а не историческим смыслом. Уже
Аристотель указывает на то что: «…поэзия философичнее и серьёзнее
истории: поэзия говорит более об общем, история – о единичном»
Философское осмысление природы поможет наноромантике правильно
выстраивать процесс одухотворения природы, наделять её человеческими
образами, переживаниями, эмоциональными состояниями и это позволит не
забывать человеку, что природу как и его сотворил Бог.
|